Церковь Рождества Богородицы и Воскрешения Лазаря

«Церковь полна. Приглашенных и посторонних набралось много. Лев Николаевич во фраке; у него парадный, изящный вид. Придворные певчие при входе невесты громко и торжественно запели «Гряди, голубица».
Соня бледна, но все же красива, лицо ее закрыта тончайшей вуалью. Ее платье, длинное сзади, делает ее выше ростом...
Я наблюдаю за всеми, слушаю стройный хор певчих, молитвы трогают меня...»

Не составит труда догадаться, о каком венчании идет речь. Да, эта венчание Льва Николаевича Толстого и Софьи Андреевны Берс поздним вечером ненастного, дождливого дня — 23 сентября 1862 года. Венчание в храме, который следует считать самым древним (наряду с белокаменным подклетом Благовещенского собора) из сохранившихся (в каком виде — это особый вопрос) и в Кремле, и во всей Москве.

Еще несколько слов и об этом венчании, и о свидетеле (точнее, свидетельнице) той достопамятной церемонии... После долгих, мучительных сомнений и колебаний 34-летний Толстой сделал предложение 17-летней девушке, одной из дочерей Андрея Евстафиевича Берса, врача Московской дворцовой конторы, служившего в Кремле и там же жившего. Поэтому-то — в соответствии со строгими предписаниями и неукоснительно соблюдаемыми традициями того времени — венчание совершено было, так сказать, по месту жительства невесты (жених жил в Ясной Поляне)... Кстати, то же переплетение обстоятельств, что и за тридцать один год до этого: венчание Александра Пушкина и Натальи Гончаровой, проживавшей в приходе, на веки вечные этой свадьбой прославленной и благодаря ей столь популярной ныне московской церкви «Большое Вознесение» у Никитских ворот.

А за церемонией бракосочетания в придворной церкви с трепетным волнением наблюдала младшая сестра невесты — Таня, Татьяна Андреевна — в тот осенний вечер еще Берс, в замужестве — Кузминская, послужившая, как полагают, прообразом Наташи Ростовой. Она автор интереснейшей книги «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» (здесь процитировано издание 1986 года). Когда книга эта впервые вышла в свет, кто-то метко и образно сказал: Наташа Ростова сошла со страниц романа и написала воспоминания.

Какова же судьба этой кремлевской церкви, ее история и предыстория? Поначалу это — бревенчатая церковка, неведомо когда поставленная на этом месте и носившая совсем иное название — в честь Воскрешения Лазаря. «Бе же то преже, — сообщает Троицкая летопись, — церквица мала в том месте древяна святаго Лазаря» .

Лазарь — известный евангельский персонаж, умерший, погребенный в пещере и через четыре дня после смерти чудесным образом воскрешенный Иисусом Христом (в православно-церковном обиходе его именуют Лазарем Четверодневником).