Печерский монастырь

В начале была пещера... Легенда так рассказывает о событиях почти тысячелетней давности. Уже тогда в четырех верстах к югу от Киева на днепровских кручах существовало сельцо Берестово с княжеским загородным дворцом и церковью Святых Апостолов. Тамошний священник Иларион, «муж благ, книжен и постник», любил уединяться для раздумий на соседней горе. Здесь он выкопал небольшую пещеру. А в 1051 году поставил князь Ярослав Илариона киевским митрополитом. С Афона вернулся русский монах Антоний [родом из Любеча] и поселился в пещере Илариона. К нему присоединились курянин монах Феодосии и несколько других братчиков. Копать новые подземные ходы было нетрудно — желтый лёсс податлив. Но он и прочен, в нишах можно обустроить кельи, а в той, что попросторнее, — церковь. Вскоре Антоний оставил вместо себя Варлаама, а сам ушел на соседнюю гору, где были выкопаны новые, «ближние» пещеры.

В 1062 году монастырь уже назывался Печерским. Возникшую вблизи столицы обитель сразу же взяли под свою опеку киевские князья. Монастырь наделяли землями, дарили ему драгоценности, помогали строиться. В 1073 году заложен, а в 1089-м освящен великий собор во имя Успения Богородицы (разрушен в 1941 году). Украсили его фресками и мозаикой мастера из Византии (возможно, болгары), им помогал молодой живописец Алимпий, чье имя, как и печерского монаха Григория, открывает историю национального иконописания.

Здесь зародилось и летописание, получили быстрое развитие многие литературные жанры. В начале ХШ века создано такое самобытное произведение, как Киево-Печерский патерик. «Прелесть простоты и вымысла!» — тан оценил его Пушкин.

В 1616 году, с открытием типографии, Печерский монастырь становится центром печатного и граверного дела на Украине. В 30-х годах того же столетия при монастыре учреждено первое восточнославянское высшее учебное заведение — Киево-Могилянская (по имени митрополита Петра Могилы) коллегия, позже — академия.

Отсюда вышли Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Григорий Сковорода. Первым же из монастырей Руси он удостоен звания лавры (в 1598 году — от Константинопольской патриархии, а в 1688-м — и от Московской). Лавра стала опорным центром официального православия со всеми присущими ему тогда политическими пристрастиями.

...Вот уже два с половиной века каждые четверть часа разносят над Киевом свой перезвон куранты Большой лаврской колокольни. Почти на сто метров взмётнулась она ввысь в центре площади, организуя своей вертикалью весь ансамбль. Завершив строительство, архитектор И.-Г. Шедель (он воздвиг колокольню вместе с Ф. Васильевым) писал, что другой такой не отыщется по всей Руси и в Европе.