Пантелеймонов монастырь

«Святая гора Афон» — историческое название района на живописном полуострове Халкидики, на северо-востоке Греции. Во времена царствования Константина Погоната (668—685) полуостров был отдан во владение монахам. В последующие века греки, русские, сербы, грузины, болгары основали на Афоне многочисленные монастыри и, как сказано в летописи, «жили в братской любви и согласии».

«Святой Афон» находится в юрисдикции Константинопольской патриархии и согласно конституции Греции обладает правом самоуправления.

...На зеленых лесистых холмах, неподалеку от глубоководной бухты раскинулись подобно небольшому городку величественные строения русского Пантелеймонова монастыря.

Пантелеймонов монастырь получил самостоятельный статус в 1169 году, после слияния русского монастыря Ксилургу и обители Святого Пантелеймона, или, как ее еще называли, Старого Руссика. В XVIII веке русские насельники перебрались в прибрежный монастырь, который стал основой Нового Руссика.

Расцвет русского монастыря на Афоне датируется серединой XIX века. Увеличилось количество приезжающих на поселение монахов, возрос поток пожертвований из России. Бюджет Пантелеймонова монастыря складывался из «доброхотных» даров верующих. Русское правительство разрешило монастырю содержать в России приносившие прибыль часовни и подворья для паломников. В Москве полномочным его представителем считалась известная в свое время Пантелеймонова часовня. По утверждению современников, она приносила доход до 8 миллионов рублей в год. В этот период русский монастырь на Афоне заново обустраивается, сооружаются новые церкви, большая пристань для торговых кораблей, гостиничное здание. Занимаемая монастырскими постройками площадь намного превышает территорию Ватикана.

В 1871 году российское правительство вызвало представителей монастыря в Петербург и предложило им выбрать на Кавказе место для организации филиала Афонской общины. По решению делегации на побережье Черного моря между городами Гудаута и Сухуми был отведен участок, где в 1875 году возник Новый Афон.

Взамен этого правительство обязывало Пантелеймонов монастырь нести известные повинности, выражающиеся главным образом в заботах о православных русских паломниках, посещающих Иерусалим, Афон и Константинополь. По свидетельству современников, например выдающегося русского писателя Ивана Бунина, Палестинское общество доставляло паломников на Афон и в Константинополь уже после посещения Иерусалима, где они, как правило, растрачивали все свои деньги. Поэтому на Афоне и в Константинополе их не только приходилось бесплатно кормить, но нередко и одевать и за монастырский счет отправлять на родину.