Николо-Пешношский монастырь

Суровые хвойные леса расступаются. Дорога петляет по заливным лугам Яхромы и вдруг ныряет под зеленый резной свод вековых ив. Взбегает на мост через узкую серебряную полоску речки, и перед глазами — словно из сказки — встает городок: зубчатые стены с щелями бойниц, граненые башни, увенчанные высокими шатрами. Из-за стен выглядывают многочисленные маковки церквей. Среди них выделяется, отливая на солнце солидным тусклым золотом, шелом Никольского собора.

Памятная доска у въездной Спасской башни гласит: «Николо-Пешношский монастырь — комплекс па-мятников гражданского, оборонного и церковного зодчества XVI—XIX веков. Основан в 1361 году учеником Сергия Радонежского — Мефодием Пешношским. Первоначальные деревянные постройки не сохранились...»

В окрестных деревнях до сих пор, по старой легенде, уверяют, что Мефодий с братией таскали лес для строительства обители на себе —«пешей ношей», от того и название речки Пешноши, при впадении которой в Яхрому стоит монастырь, и имя самого монастыря, и прозвище его основателя. По зову Сергия Мефодий покинул прежнее место отшельничества, чтобы поставить монастырь неподалеку от Дмитрова, на древнем Яхромском пути — водной дороге с Волги в Москву. Волжские корабли заходили в речку Дубну, поднимались по Сестре до села Усть-Пристань. Здесь товары перегружали на легкие суда, которые устремлялись по неглубокой узкой Яхроме в быструю Волгушу. Затем волок на Сходню, а там уж и рукой подать до Боровицкого холма. Были и другие пути с Волги в Белокаменную, но и они шли под стенами Николо-Пешношского монастыря. Проплывали лодки с солью и рыбой, с живицей и медом — из-под Твери, с кожа-ми — из Нижнего Новгорода, даже с дарами северного Белозерья. А в XV веке на Белозеро торговать хлебом приходила уже и «ладья пешношская», из монастыря.

Дмитровские князья дарили обитель селами. В руках ее оказалось«узловое» Рогачево. Настоятели со временем завладели и Усть-Пристанью с судовым причалом, завели там «харчевную избу», собирали подать с пристававших кораблей и лодок.

Обитель монополизировала местное бортничество. На Яхроме и Пешноши крутились монастырские мельницы.

В XVI веке внутри монастыря шло каменное строительство.

Слава Николо-Пешношской обители крепла. Царь Иоанн Грозный посетил ее на другой год после взятия Казани. Счастливо избавившийся от тяжкой болезни и обрадованный рождением сына, он, по данному обету, совершал с царицей Анастасией и царевичем Дмитрием паломничество по знаменитым монастырям. В память посещения Пешноши царь сделал значительные «вклады» — к обители отошли новые села и земли.