Мирский замок

Замок в местечке Мир Гродненской области был возведен на правом берегу речушки Мирянки. В плане он напоминает несколько перекошенный четырехугольник. На каждом углу, выступая за периметр стен, возвышается мощная башня. Пятая (въездная) «брама» находится в центре западной стены, обращенной к городу. В глубине двора стоит трехэтажный дворец, пристроенный к северной и восточной стенам замка.

Мирский замок был построен в 1506—1510 гг. на месте ранее стоявшего здесь господарского двора. Его возводили население Мирщины и крестьяне других из владений брестского старосты, надворного маршал ка Великого княжества Литовского, князя Юрия Ильинича. Были построены кирпичные заводы («цагельни») в деревнях Пропаши и Бирбаши. Известь доставляли из Свержсня. В одно место свозили сотни кубометров полевою камня, обтесывали его, сортировали по размеру и цвету.

Роду Ильиничей Мирский замок принадлежал до 1568 г., затем он перешел к Радзивиллам «нссвижской линии». С конца XVIII в. замок находился в руках графов и князей Гоген-Лоэ, Берленбургов, Витгенштейнов, а со второй половины XIX в. и до 1939 г. им владели князья Святополк-Мирские.

Мирский замок сильно пострадал в 1655 г. во время войны Речи Посполитой с Русским царством. В период Северной войны (1705 г.) его сожгли шведы. В 1794 г. во время подавления восстания Т. Костюшко замок взяли штурмом царские войска. Иод его стенами 9—14 июля 1812 г. происходили жестокие сражения между арьергардом 2-й русской армии Багратиона — кавалерией генерала Платова и французской кавалерией маршала Даву. Во время боев были разрушены и сожжены дворец, одна из башен, повреждены внешние бастионные укрепления. 11 ноября 1812 г. под стенами замка произошло сражение между армией адмирала Чичагова и французами.

В 1870 г. на четырех башнях (кроме взорванной северо-восточной) были сооружены шатровые крыши. Позднее восстановили и дворец. В конце XIX в. на юг от замка был выкопан большой пруд и с этой стороны срыты бастионные укрепления. Комплекс Мирского замка и сегодня удивляет своей архитектурной гармонией, слитностью с природой, рационализмом и продуманностью оборонных сооружений, простотой и лаконизмом форм.

Все башни замка сделаны одинаково: четырехгранная основа и восьмигранный сужающийся верх. Архитектурная обработка их фасадов основана на чередовании различных по форме и размерам декоративных нитп, тяг и орнаментальных поясов. Такой прием был широко распространен как в гражданском, так и в культовом белорусском зодчестве XVI в.