Храм Кандарья-Махадэва

Индуистские и джайнистские селения Кхаджурахо (северо-восток штата Мадхья Прадеш), их здесь более 20, издали похожи на огромные муравейники. Приблизившегося к ним туриста они поражают своим сверх эротическим скульптурным обрамлением, исполненным в стиле ничем не стесненного натурализма. Можно предположить, конечно, что все эти внешние низменные украшения должны лишь подчеркнуть внутреннюю, возвышенную чистоту святилища. Но, оказывается, и интерьеры храмов в той же мере далеки от пуританства.

Показателен в этом отношении и самый большой (35,5 м в высоту) храм Кандарья-Махадэва, построенный в 1025—1050 гг. и посвященный «Любвеобильному Великому богу» Шиве. Его стены, снаружи и внутри украшены в три ряда 872 рельефными, почти метровыми статуями. Божественные мужчины и женщины своими жестами и позами как бы иллюстрируют «Камасутру», науку о телесной .любви, преподанную индуистским мудрецом Ватсьяяной в начале первого тысячелетия нашей эры. Не менее мудрый Манасара в трактате о строительстве «Шилпашастра», написанном тоже в первом тысячелетии, но только до нашей эры, рекомендовал зодчим изображать на храмах сцены из любовных игр Шивы и Кришны со своими божественными возлюбленными — шакти.

Вообще вся индуистская литература, в том числе и религиозная, полна эротических намеков и откровенных сексуальных описаний. А «митхуна» — изображение любовной пары в тесных объятиях или в позе полового ата — распространенный декоративный элемент многих индуистских и джайнистских храмов.

Склонность к освященной эротике, по мнению индологов, особенно усилилась в средние века, когда самый процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, а ритуальное половое сношение считалось лучшим средством познания божественной сущности и духовного спасения. Храмы Кхаджурахо, воздвигнутые в феодальном княжестве Бунделкханд при династии Чанделлов на рубеже X—XI веков, перенасыщены такими изображениями любовных пар. И хотя в Индии немало подобных храмовых скульптур, немногие из них могут соперничать с шедеврами Кхаджурахо.

Но вот вопрос: не отображают ли митхуны настрой секс-мистицизма, который играл такую большую роль в религиозной жизни древней и средневековой Индии? Может быть, храмы, подобные Кхаджурахо, были центрами тантрического культа Шакти — энергии женского начала с его необузданным проявлением страсти?..