Инкерманский монастырь

Вырубленная высоко в скале череда церквей, часовен, келий и усыпальниц — Инкерманский монастырь. Пещерную обитель основали изгои. Было это, видимо, так.

В VIII веке на некоторое время официальной идеологией Византии стало иконоборчество. Почитание икон преследовалось как идолопоклонство. Изымалось имущество разбогатевших монастырей. И вот сосланные (или беглые) иконопочитатели оказались в дальних, заморских пределах империи — в Таврии, в «херсонесских климатах». Там, где кончались владения Херсонеса, в конце узкого и длинного, как нож, Инкерманского залива они нашли меловые скалы, изрытые пещерами. Издревле люди пользовались податливостью этих гор, устраивая в них жилье. Изгнанники высекли в скале обитель на свой лад.

В длинной пещере легко дышится, темные переходы «разряжаются» ярко освещенным пространством храмов. Свет идет из вырубленных на солнечную сторону окон — снаружи они обозначены рельефными фасадами«фонарями».

На скальных сводах видны остатки древних фресок. Это не утонченно-каноническая, «стильная» живопись поздней Византии, а искусство вызывающе простое, фреска-плакат.

Уже в IX веке основание пещерного монастыря стали приписывать глубокой старине-— началу новой эры. «Катакомбный» вид обители тому вполне способствовал. Местное предание перетасовало историю, заменив недавних императоров-иконоборцев римским императором Траяном, гонителем первохристиан. Легенда «определила» именно здесь место ссылки одного из первых римских епископов — папы Климента. Должно быть, херсонесцы, о которых еще недавно церковный автор Епифаний писал, что они «туги на веру, лгуны и поддаются влечению всякого ветра», теперь пожелали иметь собственную христианскую историю.

Около 860 года по легендарным местам Таврии прошел Кирилл — просветитель славян и «обрел» в окрестностях Херсонеса священные останки ссыльного Климента. Находка была для него средством заручиться поддержкой папы римского.

Но, видимо. Кирилл отвез в Рим только частицу мощей, остальное отдал Херсонесу.

«Корсунская легенда» русских летописей утверждает: князь Владимир, приняв здесь крещение в 988 году, получил в дар от священников Корсуни мощи святого Климента, и они стали главной святыней киевской Десятинной церкви.

В XIV веке Херсонес окончательно разорили набеги Золотой Орды, подорвала конкуренция генуэзских купцов. Но пещерная обитель держалась еще лет сто — под защитой греческого княжества Феодоро. На скальном плато над монастырем выросли крепостные стены и башни. В одной из них сохранился выцарапанный на камне рисунок стоящего в заливе генуэзского корабля...