Голыпанский замок

Поселение Голыпаны с его деревянным замком, известное с ХШ в., возникло на высокой горе над рекой Корабль на северо-востоке от современных Гольшан. Князья Голыпанские владели замком до 1525 г. После того как княжна Елена Голыпан-ская вышла замуж за Павла Саиегу, он перешел к Сапегам, резиденция которых была перенесена на берег речки Лусты (Жи ганки).

Гольшанский замок в первой полонине XVII в. Реконструкция Д. Бубнонскот

Голыпанский каменный замок был возведен в первой половине XVII в. Своей композицией он отдаленно напоминает Мирский замок и представляет собой прямоугольное здание (88,6 х 95,6 м). Жилые корпуса с башнями на углах образуют, как в Мире, замкнутый квадратный двор. В Голынанах уже нет воротной башни, а угловые шестигранные стали меньшего размера. В них в основном находились жилые и хозяйственные помещения. Основой обороны замка стали мощные земляные валы и рвы, наполненные водой. Проезд в замок находился по центру одного из зданий, фасад которого отличался монументальной простотой. Арочный портал был обрамлен архивольтом. Напротив въезда на противоположной стороне двора находилась небольшая каплица, встроенная в жилое здание.

Композиция внешнего фасада Гольшанского замка напоминает некоторые голландские замки под Антверпеном. Такое сходство объясняется тем, что Беларусь, находясь в составе Речи Посполитой, ощущала достаточно мощное влияние голландско-фламандской архитектуры. Это результат оживленных культурных и торговых связей со странами Западной Европы. С конца XVI в. до начала XVIII в. на землях Речи Посполитой резиденции магнатов строились с анфиладной планировкой помещений, аркадными галереями и угловыми башнями. По такому принципу, в частности, построены в конце XVI — начале XVIT в. польские замки Баранов, Красичин, Суха.

Многое из того, что было в Голыпанах, разрушено и навсегда утрачено. Можно только утверждать, что справа от входа находилась большая квадратная зала с четырьмя колоннами, на которые опирались крестовые своды. Когда-то эти стены украшали портреты представителей рода Сапсгов, живописные полотна и оружие. В окнах, выходивших в замковый двор, были витражи из толстого стекла. Каменные плиты пола гармонировали с роскошными коврами, креслами, мраморными столиками, бронзовыми подсвечниками. Небольшие комнатки в башнях были украшены богатой лепкой.