АРХАНГЕЛЬСК — КРЕПОСТЬ С УДОБНОЙ ГАВАНЬЮ

В 1582 г. на Север в Подвинье из Москвы направляются воеводы П.А.Нащокин и А.Н. Залешанин-Волохов с целью выбора места для строительства города (крепости) с удобной гаванью для торговли и стоянки кораблей. Ими была выбрана территория под строительство города на правом берегу реки Северной Двины у Михайло-Архангельского монастыря.

Как указано в дипломе на заказ, крепость (город) должна была защитить водный путь к Холмогорам и обеспечить удобное и безопасное место для организации морского торгового порта. Предложение по месту строительства города отправляется на рассмотрение и утверждение в Москву. То, что это место наилучшим образом подходит для стоянки кораблей, было подтверждено в том же 1582 г., когда голландское торговое судно, спасаясь бегством от пиратов, поднялось вверх по Двине до Михайло-Архангельского монастыря, что в дальнейшем начали делать и другие торговые корабли.

Так как вопрос о строительстве города был принципиально решен еще в Москве, то, для того, чтобы ускорить строительство, уже в 1582 г. начинается заготовка леса (бревен) для стен и башен крепости. «Се яз сотник Андреяновский Степан Миронов взял… по десяти денег с веревки, в городовое дело и Петра Афонасьевича Нащекина протори в проезд, и в кормы…».

Архангельск изначально строился как военная крепость и морской торговый порт. Уже в 1584 г. у города была построена «государева корабельная пристань». Безопасное расположение нового центра морской торговли позволяло России через Холмогоры и Архангельск вести активную торговлю со странами Западной Европы. Со временем, как показано в дипломной работе на заказ Архангельск превратился в крупный международный торговый порт с удобными Гостиными дворами, в город ежегодно приходило до сотни кораблей, в некоторые годы значительно больше. Своей широкой и выгодной торговлей Поморье (через Холмогоры, а затем через Архангельск) способствовало укреплению престижа и могущества России.